?

Log in

No account? Create an account

ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАНДОМНОЙ КРАКОЗЯБРЕ

глава 2: Бердичев

10/1/09 03:00 am - глава 2: Бердичев

И снова здравствуйте. Сегодняшний выпуск о городе Бердичеве. теперь это мой любимый город, он удивительно сделан и пиво там.. мм.. Бердичевское! но, все по порядку. Итак, вот как это выглядит. Бердичев - небольшой город в Житомирской области, его историю я рассказывать не буду, скажу только, что это типичное местечко (в исконном и всестороннем, так сказать, смысле этого слова). К концу 19 века в нем 80% населения евреи и этот город в фольклоре и литературе выступает как символ или типичный образец еврейского города. Что касается фольклора:
А правда, що в вашому Бердичеві проживає 60% євреїв?
– Правда.
– А решта сорок?
– Єврейки!

вообще, многие типичные анекдоты о евреях связаны с Бердичевым, что я тоже немного постараюсь показать.

Но, чтобы никто сразу не пугался, уйдем в сторону от нашей скользкой семитской темы (или оставим её на сладкое - кому как нравится). Когда вы приезжаете в город и спросите местного таксиста отвезти вас в самую дешевую гостиницу, он, по окольной дороге к общежитию ПТУ, находящемуся буквально в двух шагах от вокзала, довольно апатично спросит вас: "а вы чего вообще приехали-то?" и когда вы, бубня и улыбаясь ответите, что мол достопримечательности посмотреть, что город-то известный и многое с ним связано.. он со смехом прервет вас: "Чё, наш?".. и потом, после висящей паузы, продолжит ".. а вообще да: вон у нас Монастырь босых кармелитов, вон костел святой Варвары, там Бальзак женился, а еще музей, собор и евреев убивали.. "
Думаю, не стоит и говорить, что первая реакция абсолютно одинаковая во всех городах, что мы были.

Это, собственно, Святая Варвара. сам костел ухоженный и покрашен в розовый цвет, он не привлек моего внимания. И действительно, общеизвестный факт, что в 14 марта 1850 года  французский писатель Оноре де Бальзак венчался здесь с Эвелиной Ганской, тоже довольно видной дамочкой того времени.


Это наша Гуртожитка. а правильнее сказать Гуртожиток. при ПТУ. там было так уютно, так по-домашнему.. нет, не то, чтобы у меня дома прямо вот так все, но просто все эти сломанные стулья, разбитые окна, железные кровати, свалявшиеся матрацы, выломанные розетки и клетчатые колючие пледы.. как тут обойтись без топоров?! Очаровательный ночлег за 30 гривен номер (с позволения сказать). Я была в восторге!


Теперь о монастыре. Понимаю, что все это скучновато и совсем не весело, но, потерпите, друзья мои, скоро мы разделаемся с формальностями и я расскажу всякого веселого, грустного и интересного.


Да и в целом - красивое здание. Монастырь основан в 1627 году католическим нищенствующим орденом Босых Кармелитов, причем годом основания самого города считается 1546г. И вначале был построен подземный костел, а веком позже надземный. оба сохранились.


Вот так выглядят стены замка, построенного еще до монастыря. на самом деле - очень серьезное это все. и красиво. все облеплено вьющимися растениями, оно на холме, внизу река, птички летают..
Теперь посетим пару мест старого Бердичева. То есть, конечно, по сравнению с монастырем молодого, но по сравнению с марксизмом-ленинизмом старого.

Перед нами карта старого Бердичева, еще когда улицы назывались не именами Ленина и Липкнехта, а своими естественно образовавшимися именами: Садовая, Житомирская, Мостовая, Бродская и т.д. . Если хотите посмотреть подробнее: вот сюда нажмите. Завод "Прогресс", который я отметила на карте, существует и поныне. Еврейское население, конечно же в нем работало, и, естественно, ходили шуточки типа:
Еврей приходит на "Прогресс"
- У вас евреи работают?
- Нет.
Устроился. В цеху спрашивают:
- Чего всё время сидишь?
- Так в отделе кадров сказали, что у вас евреи - не работают.

Но это, конечно же, не более, чем несмешная шутка. В действительности, евреи там работали - а иначе кому работать - и, что неудивительно, часто занимали должности инженеров.


На схеме я подчеркнула улицу Садовую. дело в том, что это чуть ли не единственная улица под старым названием. На сохранившемся старом доме даже висит старый номер дома с местом для огня, который некогда включали, чтобы подсветить ночью.
Сейчас в этом доме находится библиотека, в которой мы прочитали пару увлекательных книг о городе и которые, к сожалению, найти где-либо еще представляется слабовозможным.


Это бывшее здание еврейского Коммерческого Училища. сейчас в нем тоже какое-то учебное заведение.
и вот - на правой фотографии: птички в нем живут.

Вообще, что касается архитектурного облика города, то он просто классный. Старые дома, куски искусных  украшений, вензелей, развалившиеся советские постройки - и все яркое, приспособленное кое-как для жизни - обожаю. что и представляю вашему вниманию (если оно еще не рассеялось):

Это части двух разных домой, но совмещение балкончиков и лепнины.. и какие-то куски отвалившихся ваз - как они вообще там еще есть!
В общем - былая роскошь!


а эту подборку я назвала "Выход есть". думаю, комментарии излишни.


Что касается кошек. Этот город нельзя назвать городом кошек, в нем видимо-невидимо мелких собачечек и собаченочек, жутковатых и уродливых. То, что нет крупных, я считаю признаком их вырождения.
Я не люблю собак, поэтому ждите везде особый раздел: о кошках.

Итак, раздел о кошках:

Вот мы встретили очень ласковую и забавную кошку. Что делать?


Немедленно отловить и прижать к груди!


А это просто красавица. в очках и выбрала себе более теплый кусочек асфальта. она и сама как асфальт!

По правде говоря, ввиду того, что больше кошек мы фотографировали только могилы усопших евреев, в конце этого квазипроекта я сделаю отдельную подборку кисонек.
и ничто меня не остановит!

Теперь мы ненадолго уйдем из города, чтобы отдать дань памяти и выполнить свою первоначальную задачу.

Я стою на мосту через реку Гнилопять. На заднем плане - кусок стены замка, хорошо видно, как он весь покрыт зеленью. Улица, проходящая сейчас по мосту, раньше называлась Бродская. Именно по ней от гетто, организованного в Ятках - так назывался район городского базара - проходила дорога смерти длинной в 4 километра. "Ятки - это самый старый район города, с немощеными улицами, с вечно непросыхающими лужами. Там стоят ветхие хибарки, одноэтажные домики, старые - из осыпающегося кирпича - постройки, во дворах - бурьян, мусор, кучи хлама, навоза."


На базарной площади происходила опись, отбирались документы, деньги и ценности. Все здоровые и сильные юноши и мужчины были отправлены "на картошку" и расстреляны у Лысой Горы несколькими днями ранее. Теперь, на площади, были отобраны еще 400 человек - знаменитые в городе врачи, искусные ремесленники, мастера, ученые. Им разрешено было взять с собой семьи.
Остальные двинулись в путь к аэропорту, где были подготовлены ямы. "Одновременно по Бродской улице двигались грузовики: в них везли немощных стариков, малых детей, всех тех, кто не мог пройти пешком четыре километра, отделяющие Ятки о места казни. Картина этого движения тысячных толп женщин, детей, старух и стариков была ужасна"

"Полупьяные эсэсовцы подвели первую партию в сорок человек краю ямы. Раздались первые автоматные очереди. Место казни было в пятидесяти-шестидесяти метрах от дороги, по которой проводили обреченных. Тысячи глаз видели, как падают убитые старики и дети."

"Весь день длилось это чудовищное избиение невинных и беспомощных, весь день лилась кровь. Ямы были полны крови, гнилистая почва не впитывала её, кровь выступала за края, огромными лужами стояла на земле, текла ручейками, скапливалась в низменных местах. Раненые, падая в ямы, гибли не от выстрелов, а захлебывались, тонули в крови, наполнявшей ямы. <...> Весь день безумные крики убиваемых стояли в воздухе, крестьяне окрестных хуторов бежали из своих домов, чтобы не слышать воплей, которые не в силах выдержать человеческое сердце. Весь день люди, бесконечной колонной проходившие мимо места казни, видели своих матерей, сестер, детей уже стоящими на краю ямы, к которой судьба сулила им подойти через час или два."


Вот это памятники. Сверху справа - схема прохода к непосредственно тому месту, где были ямы. Остатки кирпичного завода до сих пор можно наблюдать рядом с ним (справа сверху). Сейчас это место - небольшая рощица среди обрабатываемых полей. если поднять нижние ветки можно найти мемориальную табличку "Вечная память мирным советским жителям, которые были замучены и растреляны немецко-фашисткими захватчиками в сентябре 1941" Это было 15 сентября. Подавляющее большинство убитых - женщины, девушки, дети, старики и старухи. На одном из деревьев рощицы мы увидели талес - как знак о том, что и сейчас иудеи этого места не забывают.

Описание убийства в Бердичеве, содержащееся в Черной книге довольно обширно, потому что Василий Гроссман - один из редакторов - уроженец Бердичева, его родители и сестра погибли в то время. В тот день не были уничтожены все, многие бежали, спрятались, многих нашли вернувшимися в гетто - их расстреляли позже, к ноябрю - вместе с частью тех, кого оставили как профессионалов. К апрелю были уничтожены евреи, состоявшие в браках с русскими и дети, рожденные от смешанных браков. Последние 60 человек из тех, кого отобрали для работы на СД и полицию, были расстреляны в 42 во время первого наступления Красной Армии.Пережили оккупацию лишь 10-15 человек из двадцати тысяч.

А теперь, чтобы отойти от печальных мыслей, вернемся в город.

В Бердичеве презабавные светофоры. понимаю, что сравнение может быть несколько неуместным сейчас, но вам не кажется, что красного человечка будто бы распяли?

А зеленый - как пьяный.

В Бердичеве есть Бердичевский пивзавод и он делает - вы не поверите! - Бердичевское пиво - самое вкусное в мире. его продают еще только в окрестных городах и Виннице - областном центре. Оно такое.. мутное, со странным вкусом.
Всем советую хотя бы ради этого съездить в Бердичев.

Ночью останавливается поезд. С верхней полки раздается стариковский картавящий голос:
- Шо за станция?
- Бердичев.
- Чего стоим?
- Паровоз меняем.
- На что?!
- На другой паровоз.
- Тогда это не Бердичев.



это что касается наружной визуальной информации в городе.
Дамочка - в качестве вывески в парикмахерской.

"Все по ценам СССР" - там и товары подделаны под товары СССР.

"Витенька! Мы тебя помним и любим.  Нам тебя очень не хватает. Мама, папа, Юра и друзья".

честно говоря, пугает цветовое сочетание этого странного обращения к Витеньке. И вообще, хочется задуматься о религиозных воззрениях жителей - может они предполагают, что он все-таки это прочтет..


А это вот случайно получилась подборка к букве Г. совершенно ничего не имела в виду, просто все это очень мило.

Кстати о гопоте.. представьте себе ночь, фонарь, киоск. вокруг него кучки людей в черном, сидят на заборчиках, просто стоят разговаривают или нависают на окошечко, перекидываясь репликами с продавщицей.. а вы хотите булочку с маком - ну больше всего на свете. и вы подходите к окошечку, мнетесь, как-то побаиваетесь подвинуть троих, что прислонились к окошечку.. и тут вы понимаете, что все вокруг стоят со стаканчиками горячего чая из пакетиков, и эти трое просто не отходят, чтобы не пропустить, когда внутри вскипит чайник. это было откровение.


Здесь хранится письмо от комсомольцев 60-х к комсомольцам 2018 года.
г. Бердичев 1968 г.


Скоро же уже, интересно, кто будет читать первым?


проверка на жвачность - неа..


я считаю, что я неземная красавица!

Приведу парочку старых анекдотов о Бердичеве и, косвенно, девиц на выданье (ну, как я), да и вообще о косвенности:

В купе поезда едут молодой человек и пожилой еврей. Ложась спать, молодой человек спрашивает:
- Не скажите, который час?
Пожилой еврей, не ответив, поворачивается к стенке и засыпает. Утром молодой человек с удивлением спрашивает:
- А почему вы мне вчера не ответили который час?
- Видите ли, - отвечает еврей, - Я бы ответил вам который час, вы бы мне сказали, что вы тоже едете в Бердичев. Мы бы разговорились. Я вижу, вы приятный человек, пригласил бы вас к себе. Дома у меня дочь-красавица Роза. Она бы накрыла на стол, посидела бы с нами. Вы бы в нее влюбились, попросили у меня ее руки. А, скажите, зачем мне зять, у которого даже часов нет?

Едут в поезде 2 еврея старый и молодой. Старый еврей на молодого долго смотрел и говорит: "Мулудой человек, а вы не сын Зямы Каца?".
Молодой человек: "Да, а как вы узнали?".
Старый:
- Все очень просто. Куда может ехать еврей на Украине токи у Одессу или у Бердичев. Поскольку поезд Одесса-Киев, тада мы едем у Бердичев. Молодой еврей ехать может у Бердичев токи по 2 причинам: первая кто-то таки умер или кто-то женится. Поскольку выезжая из Одесса я звонил у Бердичев и там никто не умер значит кто-то женится. У Бердичеве 3 невесты: Сарочка, Манечка и Раечка. У первых двух есть женихи, а на Раечке женится только сын полного идиета. Так я вас и узнал, молодой человек!


Напоследок (да, поздравляю всех *все радуются, обнимаются и направляются к выходу*), хочу передать вам послание Саши. Я уверена, он хотел, чтобы вы об этом узнали.
Он, конечно, не комсомолец (хотя не берусь утверждать), но его  посыл достоин внимания.



В общем, в качестве заключения, я хочу, чтобы вы четко уяснили себе одно: "Он Саша и ему 16".
А на самом деле - спасибо за внимание, пост вышел огромный, я даже подумывала разбить его на 2 части.
не представляю, кто все это прочитал. Кстати, мне бы очень-очень хотелось, чтобы вы, те, кто узнал, что Саше 16, отметились бы в комментах хотя бы галочкой - просто, чтобы я знала, для кого пишу. и надо ли это вообще. или может какие-нибудь предложения?

и самое последнее:
Одесса. Пляж. Объявление с репродуктора:
- Товарищ Рабинович из Бердичева! Вы или снимите крестик, или оденьте трусы!


Все. Следующая остановка: город Хмельник.
За сим уже точно все.
Powered by LiveJournal.com